Шпионские романы Овидия Горчакова

Советский писатель Овидий Александрович Горчаков известен как автор шпионских романов, сюжеты для которых писатель не придумывал, а взял из собственной жизни.

Он же капрал Вудсток

Когда в конце 1944 года советские войска вошли в Восточную Польшу, западные союзники старались тоже не терять времени даром. Но гитлеровская Германия все еще опасно огрызается. На этот раз фюрер сделал ставку на «чудо-оружие» — баллистические ракеты Фау-2, которыми собирается бомбардировать столицы своих врагов. Под ударами этих ракет уже находятся Бельгия и Лондон.

Группа подпольщиков на подземном заводе-концлагере, производящем ракеты, добывает секретные материалы о Фау-2. Одному из них, пленному советскому летчику Владлену Новикову, удается бежать на самолете во время испытания ракет, но его сбивают над Бялоблотским лесом на западе Польши. Документы попадают в руки майору Велепольскому, командиру отряда Армии Крайовой, которая подчиняется лондонскому правительству и противостоит просоветским польским партизанам. В этом же лесу действует советская разведывательная группа «Феликс», одним из заданий которой является сбор сведений о германской ракетной программе. Сложность в том, что в большей степени информацией по этому вопросу владеют недружелюбные аковцы, которые не станут ею делиться с большевиками. Поэтому принимается рискованное решение заслать к ним под видом английского разведчика своего человека. Таким образом, член группы «Феликс» Евгений Кульчицкий, который до войны еще ребенком жил с родителями в Америке и Англии, становится радистом капралом Вудстоком и выходит на контакт с Велепольским. Тот после проверки личности Вудстока предлагает английскому правительству купить секретные документы, захваченные им у Новикова…

Автобиографическая повесть Овидия Горчакова Он же капрал Вудсток, автор был одним из членов этой разведгруппы, с первых страниц захватывает своим стремительным сюжетом. Однако поверить в реалистичность событий мешает то, с какой лихой бесшабашностью советские разведчики вовсю «дурят» всяких вражеских элементов. Впрочем, это все же больше художественное произведение, чем документальное. Написано легко, захватывающе, поклонники увлекательных шпионских романов должны быть довольны.

Внимание: чудо-мина!

После захвата Киева осенью 1941 года немецкие войска рвутся к Москве. Дни другого советского города — Харькова уже практически сочтены. Полковник Илья Маринов получает задание подготовить и осуществить уникальную операцию по минированию подступов к Харькову, ключевых объектов в самом городе и последующий их подрыв. Героическую помощь Маринову оказывают войска регулярной армии и простой харьковский пролетариат…

Таков фон на котором разворачиваются действия романа Овидия Горчакова Внимание: чудо-мина! В главном герое трудно не узнать легендарного советского диверсанта-подрывника Илью Старинова. Это и неудивительно, ведь повесть, как и подавляющее большинство других произведений Горчакова написана на документальной основе. К сожалению, явная официозная пафосность произведения сегодня выглядит чересчур навязчивой.

Овидий Горчаков родился в Одессе, и в годы Великой отечественной войны служил в военной разведке, участвовал в разведывательно-диверсионных операциях в глубоком тылу врага. После войны занялся литературной деятельностью. Его наследие включает ряд документальных и художественных произведений о разведчиках, некоторые из них (Вызываем огонь на себя) были достойно экранизированы.

Для творчества Овидия Горчакова характерны в основном те же особенности, что и для почти всей остальной советской массовой прозы — классовая непримиримость, верность генеральной линии партии и идеалам строителя коммунизма. Достоинства это или недостатки — решайте сами в зависимости от своих политических и идеологических пристрастий. Однако, учитывая то, что такого рода литература в СССР неизбежно несла на себе функции воспитательно-пропагандистской работы, по другому быть и не могло. К очевидным недостаткам творчества Горчакова можно отнести излишнюю стереотипность и непроработанность персонажей, использование шаблонной пропагандистской риторики (или пропагандистских штампов, если хотите). А вот высокий динамизм сюжетов, легкость повествования и ненавязчивая ирония являются несомненными достоинствами большинства его произведений.

Оцените статью
Добавить комментарий