Стеклянный ключ (The Glass Key) — роман Дэшила Хэммета, впервые публиковавшийся в виде серии историй с марта 1930 года по декабрь 1931 в журнале Черная маска. В журнале роман был разбит на четыре части: Стеклянный ключ (The Glass Key), Удар циклона (The Cyclone Shot), Кончик кинжала (Dagger Point) и Черная загадка (Black Riddle).
О романе
В романе рассказывается история игрока и рэкетира Неда Бомонта, высокого, худого, частного сыщика, болеющего туберкулезом, очень похожего на самого Хэммета.
Хэммет считал этот роман лучшей своей работой, характеризуя его говорил, что клубки были помещены там, где их казалось бы никто не заметил. Позднее Росс Макдональд подробно описал основные нововведения примененные мастером. Макдональд пишет: 1. Хэммет создает версию детектива с любовным треугольником, а раскрытие персонажей происходит исключительно посредством их действий в романе. Хэммет как бы начинает историю с чистого листа, практически не прибегая к описанию прошлого своих героев. 2. Нед Бомонт — новый вид крутого детектива. Неоднозначный в этическом плане, ограниченный в своей дееспособности, от него не ждут ни драк, ни стрельбы, даже дедуктивные умозаключения не всегда являются его сильной стороной. Он также не столь циничен по отношению к политике, а также своим жертвам. Макдональд заключает, что Бомонт является очень реалистичным персонажем, отсюда проистекает та многогранность в интерпретации его поступков.
Дэшил Хэммет завершил написание своего четвертого романа к моменту публикации предыдущего — Мальтийского сокола. Но издатели, опасаясь невысокой покупательской способности, ведь на дворе стояла Великая депрессия и отсрочили публикацию на год. Поэтому сперва, роман вышел, разбитый на части в журнале Черная маска. Первая глава романа Стеклянный ключ вышла в марте 1930, а последняя в январе 1931.
Большинство критиков того времени, да и сам Хэммет сходились во мнении, что это лучший роман из всех написанных им ранее. Вместе с этим критики отметили тенденцию, которая еще проявит себя – попытка отойти от законов детективного жанра. Главный герой романа — Нед Бомонт (Ned Beaumont), не частный детектив, а один из членов преступной банды Балтимора, которой руководит Пол Мэдвиг, видный криминальный авторитет, пытающийся закрепиться во власти. Автор на протяжении всего романа называет своего героя отстраненно Нед Бомонт, избегая упоминаний по имени. А сам Бомонт называет себя игроком и оруженосцем политика. Герой Хэммета, также как и персонажи из ранних романов, невольно вызывает восхищение своим умом и дальновидностью, а также своим главным качеством – выносливостью.
Сюжет романа завязан вокруг попыток криминального авторитета Мэдвига завоевать сердце дочери сенатора Генри. Он надеется оказать неоценимую помощь в предстоящих выборах сенатору, а заодно стать членом его семьи, упрочив свое положение в политической сфере. Но в дело вмешивается случай. Сын сенатора найден мертвым и все самые худшие прогнозы начинают сбываться. Все без исключения герои романа действуют ради собственных интересов, политической выгоды или обогащения, даже Бомонт пытается извлечь из расследования личную выгоду, преследуя своего должника букмекера Берни Диспейна.
Поступки Бомонта не остаются без внимания, но слухи искажают его роль в деле. Большинство думает, что Мэдвиг пытается помещать расследованию, тем самым косвенно подтверждая свою причастность к убийству. А последующие обвинения в убийстве – доказательство шаткости политической позиции криминального авторитета. Соперничество между Мэдвигом и Бомонтом в романтической истории, лишь еще больше укрепляет читателей в мысли, что Мэдвигу трудно будет на политических лабиринтах.
Нед Бомонт один из самых лаконичных героев Дэшила Хэммета. От Сэма Спейда его отличает отсутствие попыток оправдать действия героя, которые в прозвучали в финале Мальтийского сокола. Некоторые критики полагают, что Бомонт — автопортрет автора. В защиту этого предположения приводят несколько доводов. Бомонт самый реалистичный герой Хэммета, в описании которого писатель откровенно рассказывает об ошибках. Второй довод — отказ Хэммета от портрета героя, а лишь попытка описать моральное падение персонажа. И действительно Бомонт с мрачной иронией идет по пути саморазрушения. Он находит удовлетворение в страдании, которое пролегает через жестокое избиение или проигрыш в азартных играх. Настоящим фаталистом он выглядит когда решается уехать из города с женщиной, которую описал как ядовитую. Бомонт использует любовную историю, лишь для того чтобы убедить Мэдвига оставить контроль над городом. В отличие от ранних романов Бомонт представляет собой пессимиста, который не пытается выбраться из затруднительного положения в которое попал и все больше напоминает героев Кейна или Маккоя.
Не меньше споров вызывает название романа — Стеклянный ключ. Здесь было высказано множество предположений, которые можно обобщить темой безысходности, которая подчеркивается сновидениями героев и последующими поступками.
Также как и в Мальтийском соколе Хэммет умело использует для описания эмоций объективные воспоминания. Критики отмечают, что от романа к роману все больше растет доля цинизма. Некоторые высказывали неуместность той верности, которая не свойственна городским жителям, и появление ее в романе вызывает сильные сомнения в реалистичности. Большинство персонажей описаны, как очень скрытные, а самым открытым персонажем является Мэдвиг. Криминальный босс изображен как дурак, ослепленный любовью к женщине, которая его искренне ненавидит. Дочь сенатора и ее брат напоминают персонажей из других романов Хэммета, слабовольных и ненадежных. Сенатор также предстает не в лучшем свете, готовый выдать замуж дочь и убить сына ради политических амбиций. Наиболее элегантным в этой клоаке остается решение Бомонта, уехать вместе с Джанет. Причины и последствия этого решения остаются без комментариев со стороны автора.
Также как и в предыдущем романа Хэммет рассказывает историю очень подробно, но воздерживается от комментариев относительно мотивов. Таким образом, получается очень лаконичный роман, с очень тонким и закрученным сюжетом. Где движение осуществляется только с помощью диалогов и нюансов. Тематически Стеклянный ключ больше похож на Красную жатву, чем на Мальтийский сокол, поскольку представляет на суд читателей целый класс городских жителей, тлетворной среды. Многочисленные персонажи со своими неоднозначными мотивами образуют широкий социальный срез, представляющий самые различные слои общества, чего последовательно добивался Хэммет в своем творчестве.
Новый роман Хэммета в очередной раз получил массу восторженных и просто положительных отзывов, хотя в большинстве из них критики и рецензенты неизбежно сравнивали его с высокой планкой, установленной в Мальтийском соколе.
Экранизации
Роман был трижды поставлен на экране. Первая картина поставленная в 1935 году Фрэнком Таттлом с Джорджем Рафтом в главной роли, была забыта после второй постановки 1942 года, которая была снята Стюартом Хейслером, в главной роли снялся Брайан Донлеви, а над сценарием работал Джонатан Латимер.
Несколько блестящих постановок романов Хэммета в сороковые годы, надолго сформировали канон неприкасаемых работ, на которые американские режиссеры не смели покушаться долгое время.
Содержание
- Труп на Чайна-стрит
- Фокус со шляпой
- Заряд
- Собачья конура
- Больница
- Обсервер
- Верные помощники
- Конец
Из статей
Роман с символическим названием
Репутация Дэшила Хэммета как лидера американской детективистики сформировалась после появления романов Мальтийский сокол (1930) и Стеклянный ключ (1931), последний сам Хэммет всегда выделял из своих книг. В Стеклянном ключе писатель выходит за рамки чистой детективности: это и детектив, и роман политический, социально-психологический, любовный. Расследование загадочных обстоятельств гибели сына сенатора Генри, виновником которой считают политического босса Пола Мэдвига, затрагивает широкий круг проблем, где частное и социальное оказываются в мучительном противоречии.
Читатель, вне сомнения, разберется, что к чему в этом романе, поэтому стоит обратить внимание лишь на некоторые моменты. Парадоксален образ расследователя. Профессиональный игрок в азартные игры, находящийся как бы на обочине организованного общества, Нед Бомонт — самый моральный человек в книге. Он по крайней мере не лицемерит, не прикидывается респектабельным. Он такой, как есть, — с недостатками и изъянами, и с чувством человеческого достоинства, и врожденной порядочностью. Что же до респектабельных отцов города, то они слишком легко преступают закон, политики оказываются сущими гангстерами, а гангстеры — умелыми политиками.
Предпринятое на свой страх и риск расследование Неда Бомонта не только находит подлинного убийцу юного Генри, но и являет миру истинное положение дел в городе, где политики, гангстеры, законники, газетчики связаны невидимыми, но прочными нитями деловой необходимости. Факты, добытые Недом, подводят читателей к мрачному выводу: дурные социальные условия обрекают на деградацию даже в общем-то неплохих людей.
Символично название романа. Стеклянный ключ, привидевшийся во сне дочери сенатора Джанет Генри и открывший хижину, полную змей, — грустный символ мучительного знания о себе и своих близких, приобретенного ею и Недом в ходе расследования. Дверь не запереть — ключ сломался. Змей не загнать обратно — нельзя выкинуть из памяти то, что пришлось ненароком узнать. Любовное начало, когда оно проникало в детектив, в финале обычно торжествовало. В Стеклянном ключе такого триумфа нет, есть горечь обманутых надежд и необходимость начинать жизнь заново, не строя больших надежд и иллюзий, не обольщаясь насчет тех, кто рядом.
Хэмметовские находки были продолжены и развиты в романах Реймонда Чандлера. В классическом детективе расследователь выступал от имени общества против его отдельных недостойных членов. У Хэммета и Чандлера происходит смена акцентов. Преступность выступает хорошо организованной силой, манипулирующей и законом, и бизнесом, культ денег приводит к деградации общественной морали, и одиночкой оказывается уже расследователь, который из агента общества превращается в его критика. Не полагаясь на официальные каналы борьбы со злом, он действует по собственному разумению и защищает уже не все общество от отдельных темных элементов, но отдельных честных людей от социального зла.
Но успехи крутого детектива отнюдь не означали гибель детектива интеллектуального. Последний не сдавал позиций, хотя и учился на ходу у своего энергичного конкурента.