Роман «Ошибка доктора Маделора» начинается интригующей фразой: «Начиная с 11 сентября 1855 года, весь судейский персонал Шато-ле-Шателе был заинтригован таинственным делом, имевшим широкий общественный резонанс. Делом об отравлении фермера Комбределя».
Упоминание об убийстве в самом начале романа невольно подталкивает мысли, что перед нами детектив. Но Жюль Мари обманывает ожидания читателей. Убийцу находят довольно быстро, уже в конце четвертой главы. Оказывается, богатого фермера отравила жена. Несчастная женщина молчит на допросах. У нее есть своя тайна, и она слишком верит во французское правосудие, которое обязательно во всем разберется.
И читатель уже ожидает криминальный роман о поисках настоящего преступника. А еще невольно задается вопросом, а о чем роман, ведь впереди еще около пятидесяти глав. А французский писатель предлагает читателям новый, неожиданный сюжетный поворот. Что если судебный эксперт допустил ошибку в своем диагнозе? Что если он был не прав и фермер Комбредель был отравлен вовсе не мышьяком и совсем не женой? Но доктор понимает, что ошибся слишком поздно. Вердикт суда вынесен, палач уже вывел осужденную женщину на помост с гильотиной. Доктор не успевает добраться до места казни и остановить нож гильотины. Как жить дальше? Что делать если ты понимаешь, что совершил непоправимую ошибку?
Подобно тому, как казнь Эдит Томпсон стала толчком для детективных романов Энтони Беркли, желавшего показать всю несправедливость английского правосудия, призрачные основания для приговоров суда и ошибочность предварительного следствия. Жюль Мари стал одним из самых известных авторов, создававших истории о «судебных ошибках». Только французский писатель создавал своих романы почти на полвека раньше.
Мастер романов о судебной ошибке
Жюль Мари был талантливым редактором, который за несколько лет сумел занять кресло редактора в провинциальной газете, а благодаря таланту и старанию получить предложение от одного из самых известных парижских журналов.
Но талантливый редактор имел заветную мечту. Он хотел стать писателем, а потому ночами писал романы. Издание нескольких первых романов прошло незаметно. Тогда Мари обратил внимание на популярных жанр «романов о жертве».
В этих историях авторы рассказывали о людях, попавших в неприятные истории, которых преследовали безжалостные кредиторы или богатые и влиятельные представители властных элит. Отцом этого жанра называют Александра Дюма описавшего историю графа Монте-Кристо. Человека потерявшего все, и ставшего на путь мести своим обидчикам.
Но если в романе Дюма потерявший все человек благодаря невероятному случаю получает богатство и власть, случай этот выглядит скорее как исключение. Все хорошо понимают, что в жизни обычно все бывает наоборот. Что делать людям, которые действительно попали в «историю» и имеют подобных возможностей. Как им примириться с миром, как найти себя?
Эти вопросы волновали Жюля Мари, когда он взялся за роман о докторе Маделоре. Благо подобных сюжетов у французского писателя хватило почти на сто романов, ведь он наблюдал их в жизни. Одним из первых мест работы будущего писателя был полицейский участок, где Мари работал секретарем. Он должен был записывать допросы подозреваемых, вести протоколы следствия. А заодно собирал картотеку уголовных дел, которые впоследствии стали базой для многочисленных романов.
Ромео и Джульетта на криминальный лад
Романы Жюля Мари трудно отнести к одному жанру. Это всегда многоплановые истории со стремительными, непредсказуемыми сюжетами. Вот и роман «Ошибка доктора Маделора» это не только история судебного эксперта, над которым довлеет вина за ошибку.
В семье Комбределей остается мальчик, а у доктора девочка. Попытка загладить вину, вымолить прощение перед ребенком оставшимся сиротой, оборачивается еще одним неожиданным сюжетным поворотом — между девочкой и мальчиком возникает светлое чувство, настоящая день ото дня крепнущая любовь.
Неожиданная сюжетная линия о любви двух детей, которые по воле судьбы должны ненавидеть друг друга, лишь дополняет многоплановость романа. Мари рассказывает о том, как человек проходит путь от ненависти к прощению. И пусть выглядит это наивно, мы, читатели воспитанные на русской литературе, знаем как на тему «отцов и детей» раскрыли наши любимые русские авторы. Но в русскую литературу эта тема попала благодаря романам Жюля Мари, ставшего не просто одним из самых популярных авторов Франции, но также писателем, получившим международное признание, в том числе и в России.
Военные приключения
Думаю, что роман «Ошибка доктора Маделора» никогда не стал бы великим, если бы Жюль Мари не пережил в своей жизни настоящие приключения.
Будучи молодым человеком, он записался в стрелковый полк после объявления франко-прусской войны. Печального периода в истории Франции, которое закончилось капитуляцией, пленением Наполеона III, депортацией военных, вынужденных работать на Германию за кусок хлеба и кров.
Этот период остается малоизвестным в биографии Жюля Мари, но судя по тому с какой достоверностью он описывает военные действия, плен и бегство. Можно предположить, что большую часть событий он «перенес на своей шкуре».
Первый бестселлер
Роман «Ошибка доктора Маделора» напечатанный в провинциальной газете в одночасье стал бестселлером. А писатель получил предложение от лучших издательств из французской столицы, и смог реализовать свою мечту стать писателем, и зарабатывать на жизнь писательским трудом.
А вы можете заказать этот роман в Библиотеке ДМ и ознакомиться с первым главами на нашем сайте.