Работа в библиотеках и архивах сопряжена с рисками… Не с рисками для жизни, максимум здоровья, например, наглотаться книжной пыли, собиравшейся на протяжении почти столетия, но меня это не пугает.
Зато очень пугает риск найти неожиданное сокровище. Коллекционеры обычно найденное сокровище прячут и потом на протяжении многих лет любуются и наслаждаются, а я решил поделиться своей находкой.
Находка
Если вы загляните в библиографию Андрея Зарина на соответствующей странице Фантлаба или другого сайта с библиографией этого русского писателя, обнаружите невообразимую по размерам библиографию. Двадцать романов, больше тридцати повестей и наверное сотня рассказов. А еще разделы: поэзия, пьесы, киносценарии, статьи, очерки, сборники, отрывки, антологии, прочие произведения и неопубликованное. Внушительная, солидная библиография. Кажется, все что можно нашли и прописали.
Я тоже воспользовался этой библиографией, представляя биографию Андрея Зарина на своем сайте. И долгое время был абсолютно уверен, что найти забытое произведение Андрея Ефимовича невозможно. Но лето, проведенное в архивах, доказало обратное!
Раньше я больше всего сокрушался, что моему любимцу сыщику Патмосову, автор посвятил только один роман и три рассказа. Я конечно же перечитал все рассказы и пару раз роман и даже выложил пост, где составил своего рода синопсис из различных произведений, свел воедино информацию о Патмосове и его верном помощнике Пафнутьеве.
Но каково же было мое удивление, когда летом в самую жару, обливаясь потом и чихая от книжной пыли, я наткнулся на еще один роман о Патмосове. Роман «Змея» (1914) вышел за год до публикации популярного детектива «В поисках убийцы» (1915).
Правда он был напечатан только в периодике и никогда не выходил под книжной обложкой, а потому я рад исправить эту несправедливость и представить вам первое книжное издание этого романа.
Невероятная
Роман «Змея» как и многие романы Зарина весьма немаленький по объему, больше 500 страниц в книжной версии, отличается от детектива «В поисках убийцы» более спокойным сюжетом и менее шокирующим преступлением. Просто одна дама, по виду, принадлежащая к высшему сословию, не сдержалась и застрелила графа Тулупова-Осятского.
Кто убийца и как произошло преступление, вы можете узнать уже в первой главе. Кстати, я всю первую часть романа выложил для свободного ознакомления:
Роман «Змея» как и большинство других произведения Андрея Ефимовича написан отличным литературным языком. Нет, конечно, это не проза Достоевского или Толстого, Зарин был весьма плодовитым писателем и судя по заявлениям знатоков, оставил после себя порядка 100 романов. Но читают его романы легко, глаз не цепляется за корявые фразы, а сюжетные линии автор не бросает, только читателям, привыкшим к безумным скоростям XXI века, очень подробное и неспешное повествование может показаться немного затянутым или чересчур подробным. Но для любителей детектива автор постоянно оставляет типичные для этого жанра зацепки, а потому оторваться невозможно. Уж очень хорошо написано!
Детектив?
Поскольку я берусь утверждать, что это детектив, в романе есть загадка.
В нем, как вы можете догадаться, автор ведет параллельно три сюжетные линии: расследование Патмосова, рассказ о преступлениях Язовской-Нестеровой-Заблоцкой, а также история о любовном треугольнике между Любой, Епанчиным и Щелкаловым.
Знатоки детектива мне тут же возразят, что согласно правилу №3 С. С. Ван Дайна в классическом детективе не может быть любовной линии. А значит это не детектив!
Все эти отступления словно затягивают простое и можно сказать банальное описание расследования Патмосова. А романтические описания чувств героев в любовном треугольники и вовсе оттягивают внимание от детективной линии.
Беда в том, что Ван Дайн составил свои правила в 1928 году, а Зарин опубликовал роман в 1914 году, даже не помышляя о строгих правилах и возможных нарушениях.
В романе «Змея» автор самым явным образом подражает французским романам о судебной ошибке. Самым ярким представителем этого направления был Жюль Мари, с образцовым романом «Ошибка доктора Маделора» которого вы можете познакомиться. Сюжет подобных романов можно описать следующим образом. Главный герой, несправедливо осужден, но ему удается сбежать из-под следствия, и он вынужден провести расследование и найти настоящего преступника. В романе Зарина также есть несправедливо обвиненный, абсолютно убежденный, что правосудие восторжествует, интеллигентный агроном Хрустов. Его обвиняют в убийстве и даже сажают в тюрьму. Выпутаться из этой передряги ему и помогает Патмосов, изобличая настоящего убийцу. А потому роман «Змея» можно смело отнести к жанру «романов о судебной ошибке». Как известно по французским лекалам и создавал Артур Конан Дойл свои первые повести и рассказы о Шерлоке Холмсе.
Как я сказал выше, личность убийцы и способ представлены уже в первой главе, где же загадка?
В романе есть труп, есть подробное описание расследования, проведенного Патмосовым и его помощниками, есть убийца, которого разоблачают в финале, но при этом довольно много литературных отступлений на побочные темы, попытка дать тонкий изощренный анализ характеров и попытка воссоздать атмосферу, насколько хорошо это судить каждому читателю индивидуально.
А загадка заключается в противоборстве преступника и сыщика. Кстати, преступница практически ничего не делает, чтобы скрыть свои злодеяния. Идеальным прикрытием является принадлежность к высшему свету, и даже судебная система как будто намеренно, это подчеркивает сам автор, нацелена на то, чтобы покарать человека, который схвачен, лишенного возможности оплатить свою защиту, не пытаясь разобраться в том, виновен он или невиновен. Ну, впрочем, карательная направленность российского правосудия хорошо известна и здесь мало что изменилось за последние сто лет.
Одним словом, для одних это просто увлекательный детектив, для других – великолепный образец русского уголовного романа. А для меня это невероятная находка, которой я могу поделиться.
Поздравляю с замечательной находкой!
Я составляла библиографию А. Зарина для Фантлаба. «Перелопатила» множество периодики в сети. Продолжаю просматривать все, что появляется, понемногу библиография пополняется. Очень жду, когда в РНБ появится отсканированная «Петербургская газета» за 1913-1916 годы. Думаю, будут еще находки.
В Петербургской газете Зарин издал лишь малость, еще пару романов, жаль не с Патмосовым, но по жанру тоже детективные. Думаю, что РНБ не выкладывает, поскольку у них нет полного комплекта эа данный период. Нам тоже пришлось собирать полный текст из двух библиотек.
А еще романы Зарина разбросаны по периодике того времени, вот только время было непростое и собирать приходится по крупицам. Но сенсации еще будут, обещаю!